Если представить себе образ здорового человека, находящегося в малоподвижном состоянии, но активно говорящего и к тому же высказывающего свои идеи окружающим, то сразу встает образ лектора. При этом каждый согласится, что гораздо приятнее слушать и наблюдать игру актера, пусть и неважного, чем слушать лектора, даже если он говорит полезные вещи. Почему? Потому что актер выражает свои переживания не только словом, но и телом, всей психомоторикой (мимикой, пантомимикой, позой). Поэтому у зрителя не возникает внутреннего диссонанса, наоборот, при хорошей игре возникает состояние эмоциональной вовлеченности.
Лектор, наоборот, создает впечатление говорящего монумента или говорящей тумбы, которой так часто пользуется читающий лекцию. Поэтому лектор рано или поздно начинает вызывать раздражение, неприятие, скуку, связанные с физиологическим диссонансом, состоянием, когда слушатель должен интроецировать чужие идеи, никак не реагируя на них ни эмоционально, ни двигательно.
/Закономерно встает вопрос, а как же быть с учебой, в которой большая часть материала воспринимается на слух. Но мы также хорошо знаем, что любой материал, воспринятый сенсорно, только тогда становится неотъемлемой частью нашего профессионального знания, когда этот материал будет «отработан» на практике/.
По сути дела, то, что происходит между лектором и слушателем, представляет собой проекцию, и у каждого здорового человека, по-видимому, есть определенный запас терпения выдерживать какой-то период времени (1—3 часа) эту проекцию в силу ее рационального значения (ценность знаний). Если же ценностная значимость проецируемых идей равна нулю или идеи являются ложными, то речь идет либо о «пустой», либо параноидной проекции. Поэтому субъект, который находится в малоподвижном состоянии, но при этом активно высказывается, должен настроить врача в отношении наличия у пациента параноидных механизмов, особенно если данный субъект вызывает чувство раздражения или скуки. К примеру, так выглядят ипохондрики, которые «в красках» описывая свои болезненные переживаниях, в целом выглядят «застывшими», во всяком случае, не страдающими.